Как правильно спланировать работу с поставщиками во время китайского нового года? Часть 3



Как избежать задержек поставки

Из первой части статьи мы узнали, что представляет собой Новый год в Китае, и что происходит в стране в это время, вторая часть была посвящена влиянию новогодних праздников на сроки изготовления продукции и ее качество, а также мы узнали, как производители определяют очередность заказов и клиентов.

Теперь давайте посмотрим, какова в Китае ситуация с логистикой в новогодний период, и как это влияет на цепочку поставок в целом, особенно в контексте сроков поставки и стоимости логистики. Импортерам важно понимать, как обстоит ситуация с логистикой в это время года не только потому, что с этим могут быть связаны задержки поставок, но и потому, что новые импортеры часто бывают шокированы резким увеличением грузовых тарифов в этот период.

1. Ключевые стороны и их режим работы в праздники

После того, как товар готов к отправке, в процесс вступают ключевые стороны со стороны логистики ― судоходные линии, сервисные компании (экспедиторские компании, китайские таможенные брокеры, агенты по подбору поставщиков и по контролю качества), автотранспортные компании и, что самое важное, портовые грузчики и водители грузовиков.

Китайская таможня. Китайская таможня в главных портах, например, Шеньчжень или Шанхай, в целом работает во время праздников, за исключением двух-трех дней. Однако в это время на местах не все сотрудники, а на фоне того, что заказов на отгрузку в портах в это время года очень много, возникают задержки. Небольшие «фидерные порты» чаще всего не работают в новогодние праздники в течение недели согласно «распоряжению властей», поэтому, если есть возможность, в это время года лучше на них не рассчитывать.

Экспедиторские и торговые компании, агенты по подбору поставщиков и контролю качества. Большинство экспедиторских компаний и агентов по контролю качества «технически» закрыты на неделю в соответствии с постановлением властей, однако, многие из них не работают в течение двух недель. Компании, закрытые на неделю, в большинстве случаев «официально работают», правда, не на полную мощность, так как их сотрудники, как правило, просят побольше выходных.

При том, что вышеупомянутые компании, будучи сервисоориентированными, обычно отдыхают гораздо меньше дней по сравнению с производственниками, их работа также очень затруднена в связи с увеличением количества поставок в условиях недостаточного количества рабочей силы и водителей.

Производственные рабочие. Именно недостаток «синих воротничков» на местах в это время года зачастую является «узким местом» системы и влечет срывы в системе поставок. Речь идет о портовых рабочих, грузчиках и, что особенно важно, водителях грузовиков.

Компании-автоперевозчики. Самая большая сложность в этот период заключается в дефиците грузовиков, а точнее, водителей грузовиков, из-за чего значительно увеличиваются стоимость грузоперевозки и время ожидания. Ситуация становится особенно напряженной за пару недель до нового года, поскольку многие водители уже уехали домой на праздники, а те, кто остался – пытаются воспользоваться ситуацией и взвинчивают цены на свои услуги.

Что бы вам ни говорили, экспедиторские компании редко когда имеют в своем распоряжении собственный парк грузовиков, за исключением некоторых очень крупных компаний. И в этих условиях отношения экспедиторской компании с автотранспортными компаниями (а они зачастую определяются размерами первых) оказывается важнейшим фактором, так как крупным экспедиторам обычно отдается приоритет, а значит заказ услуг у мелких экспедиторских компаний (коих в Китае множество) может привести к дополнительным задержкам поставки.

Ситуация в портах. Одна из главных причин задержек поставки по стороне логистики – перегруженность портов в это время года в силу упомянутых выше причин. В связи с этим судоходные компании часто вынуждены оставлять контейнеры в порту отправления, даже при наличии бронирования. Это значит, что вам придется ждать или еще неделю, прежде чем ваш контейнер будет погружен на корабль, который отходит еженедельно по расписанию, или минимум несколько дней, пока контейнер отправят другим доступным судном.

В этих обстоятельствах разумно было бы бронировать перевозку вашего контейнера у крупных судоходных компаний с хорошей репутацией, даже при том, что их тарифы будут немного выше, так как крупные судоходства, работающие по маршрутам по всему миру, часто перенаправляют суда с других маршрутов в Китай во время этого горячего сезона. Кроме того, работа крупных судоходных компаний лучше организована, и они лучше справляются с пиковым спросом в это время года по сравнению с более мелкими компаниями, работающими только на определенных маршрутах, и не могут предоставить дополнительных судов.

Обычно в течение 15-дневного периода между Китайским новым годом и Праздником фонарей, перегруженность портов немного ослабевает, поскольку фабрики закрыты и, соответственно, новой продукции в порты не поступает. И когда нагрузка на порты спадает, тарифы обычно снижаются и затем остаются на том же уровне.

Тарифы на грузоперевозки в новогодний период. Один из самых частых вопросов, которые мне задают – насколько в это время года повышаются грузовые тарифы. На вопрос этот сложно ответить, ведь величина тарифа зависит от множества факторов, как внутренних так и глобальных. Однако, исходя из практики, можно сказать, что грузовые тарифы перед китайским новым годом могут резко подскочить, а за две недели до праздника и вовсе вырасти на 100%.

Так, например, в 2015 году ровно за месяц до Нового года, по данным наших «источников» в судоходных компаниях, «максимальное» ожидаемое повышение тарифа составляло $900 за 20-футовый стандартный контейнер. Это, конечно же, вызвало бы повышение общей ставки на $500 – $700 (в зависимости от спроса), пиковой величины тариф достиг бы за пару недель до нового года, а затем снова пошел бы на снижение после Праздника Фонарей. Однако эти цифры очень приблизительны и дают только общее понимание процесса, на самом же деле грузовые тарифы очень подвержены колебаниям и зависят от нескольких факторов.

Поделиться этой статьей: