Как правильно спланировать работу с поставщиками во время китайского нового года? Часть 2



В первой части статьи мы разобрались, что собой представляет новый год в Китае, и как в эти дни живет страна.

Теперь давайте посмотрим, как китайский новый год влияет на сроки производства, а также на качество производимой продукции. Мы также обозначим критерии, которые зачастую определяют, какие заказы будут взяты в работу в первую очередь.

1. Cроки производства в Китае в новогодний период


Во время новогодних праздников в Китае продукция изготавливается дольше обычного, особенно если речь идет о периоде после праздничных выходных, потому что за это время на фабриках скапливаются огромные очереди заказов. Однако даже перед Новым годом времени на изготовление товара зачастую уходит больше, так как большая часть импортеров, особенно опытных, обычно заказывают большие объемы, чтобы обеспечить достаточные складские запасы. Вот несколько факторов, которые определяют, насколько дольше, чем обычно, может производиться ваша продукция:

Опыт работы и эффективность производственного планирования. Это один из важнейших факторов, отличающих хорошо организованных производителей от обычных. Эффективное производственное планирование и четко спланированные закупки сырья позволяют свести к минимуму задержки производства в новогодний период.

Журнал заказов. Сроки задержки также зависят от того, насколько большая очередь заказов сформировалась у производителя, хотя, конечно, импортер не всегда может иметь представление о загруженности фабрики.

Количество компонентов/необходимого сырья. Если вы заказываете сложную продукцию, для производства которой необходимо большое количество компонентов или сырья, будьте готовы к более длительному сроку производства, особенно после новогодних выходных, т.к. у самих поставщиков сырья и компонентов за это время накапливается множество заказов. Сложность производственного процесса – еще один фактор, который может замедлить производство.

Коэффициент производственного брака и отношение к нему производителя. Коэффициент брака, как и отношение производителя к устранению дефектов может повлиять на сроки производства. Производители с хорошим уровнем контроля качества и ориентированностью на долгосрочное сотрудничество, как правило, берут дополнительное время на устранение брака. Естественно, коэффициент брака в период новогодних праздников выше, чем обычно.

Финансовая стабильность/Денежный поток производителя. Фабрики со стабильным «денежным потоком» обычно закупают самое необходимое сырье до начала праздников, поэтому они могут приступить к работе не только с заказами, оплаченными до праздников, но также и с заказами, размещенными во время праздничных выходных. Это значит, что задержек, связанных с поставками сырья не будет.

Размер фабрики/склада. В условиях, когда большинство производителей работают по принципу «поставка к назначенному сроку», наличие больших складов не считаются необходимостью. Однако, фабрики, располагающие большими складскими помещениями и поставляющие «стандартизированную продукцию», гораздо легче переживают новогодний период, т.к. они могут хранить сырье и даже продукцию (если речь идет о стандартизированных товарах), если уверены, что на эту продукцию будет спрос.

2. Приоретизация заказов

Примерно за 2 месяца до новогодних выходных в Китае заказчики буквально одолевают производителей, стремясь удостовериться, что их товар будет отправлен из Китая до наступления праздников. Зачастую осуществить это невозможно в принципе, однако производители, не желая отказываться от новых заказов, могут пообещать поставить товар до праздников.

Большинство добросовестных производителей прямо скажут, смогут ли изготовить для вас продукцию вовремя, или нет, однако всегда есть исключения. Кроме того, некоторые производители, принимая ваш заказ, действительно планируют поставить продукцию в срок, однако потом могут отодвинуть сроки изготовления, так как могли получить срочный крупный заказ от одного из своих «приоритетных» клиентов.

В идеальном мире, где царит справедливость, конечно же, производители бы отдавали в производство заказы в той очередности, в которой они поступают, однако на деле это – самый незначительный фактор. Вот какие факторы влияют на приоритетность работы с заказами на самом деле:

Новый клиент vs постоянный клиент. Производители чаще всего отдают предпочтение постоянным клиентам. Именно в таком случае наличие устоявшихся взаимоотношений с производителем сыграет вам на руку.

Покупательная способность. Покупательная способность заказчика может повлиять на то, как скоро в условиях ограниченного времени его заказ будет взят в производство. Крупным заказчикам всегда отдается предпочтение.

Наличие представителя заказчика на месте. Если у заказчика есть местный представитель (собственный офис или компания-агент, представляющая интересы заказчика), это может поспособствовать тому, чтобы заказ был взят в производство как можно раньше, ведь в таком случае производителя будут постоянно «донимать» запросами о статусе заказа.

Отношения с производителем. Даже при том, что это не самый важный из перечисленных факторов, хорошие отношения с производителем зачастую могут оказаться решающим фактором в случае, если фабрика выбирает, какой из двух аналогичных заказов взять в производство «при прочих равных». Китайская культура ведения бизнеса во многом базируется на личных отношениях, а поэтому ужины и походы в караоке с руководителями фабрик в это время года окупаются как никогда.

3. Факторы, негативно влияющие на качество продукции

Большинство проблем с качеством возникают в период непосредственно до и сразу после Китайского нового года. Вот некоторые из причин этому:

Недостаточный внутренний контроль качества. В это время года производители работают в режиме максимальной нагрузки: заказчики их подгоняют, а рабочие работают сверхурочно, стремясь заработать как можно больше перед отъездом домой на праздники. В силу этих двух факторов внутренний контроль качества ослабевает.

Новые работники. Как мы отмечали в первой части статьи, значительная часть заводских рабочих после праздников не возвращается на свое предприятие. Производственные рабочие в Китае то и дело перемещаются из одной отрасли в другую. А это значит, что многие из этих рабочих еще не успеют приобрести навыки, необходимые для производства того или иного товара, соответственно, возрастает вероятность производственного брака.

Субподряд. Некоторые крупные фабрики в период пиковой нагрузки передают заказы на субподряд более мелким фабрикам. Это может серьезно отразиться на качестве продукции, поскольку у мелких производителей чаще всего нет системы контроля качества необходимого уровня, а их производственные процессы не могут обеспечить соответствие действующим на крупном заводе требованиям к качеству.

Невозможность устранить выявленный брак. В связи с вышеупомянутыми моментами, проблемы с качеством часто обнаруживаются во время «предотгрузочной проверки». Однако тогда уже не остается времени на устранение дефектов, т.к. это означало бы, что товар будет отправлен гораздо позже новогодних праздников. В этих обстоятельствах заказчику приходится делать сложный выбор: закрыть глаза на качество или же надолго остаться без товара вообще. По опыту могу сказать, что большинство заказчиков выбирают первое, если, конечно, речь не идет о серьезном браке.

В следующей части мы рассмотрим, что происходит в Китае в новогодние праздники с логистикой и как избежать задержек поставки с связи с логистикой.

Поделиться этой статьей: