B2B платформы в Китае – часто задаваемые вопросы



Онлайн-бизнес с Китаем кажется очень выгодным. Как правило, онлайн-бизнес малозатратен, эффективен и прост: вы экономите деньги, которые иначе пришлось бы потратить на авиабилеты, переговоры и посещения фабрик, а при заказе простых товаров массового производства волноваться, казалось, бы не о чем. Очевидно, даже здесь существуют определенные риски, но некоторые считают, что если потенциальный партнер имеет статус «золотого поставщика», то ничего непредвиденного не может случиться… А ведь очень даже может: это не так же просто, как купить книгу на Amazon.

В этой статье мы дадим ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся китайских B2B платформ. По опыту мы знаем, что новички в работе с китайскими поставщиками зачастую допускают одни и те же ошибки, проистекающие из неправильного восприятия: они наивны и считают информацию, предоставленную им на сайте, как априори истинную.

1. Что такое
B2B платформа? Какие есть крупнейшие B2B платформы для подбора поставщиков в Китае?
B2B означает «бизнес – бизнесу». Это онлайн система для компаний, которые продают товары друг другу. Компания-оператор онлайн-платформы зарабатывает на членских взносах участников системы и дополнительных сборах (об этом не стоит забывать), и, конечно, может брать комиссию с каждой успешной сделки согласно установленным ею правилам.

В Китае есть несколько B2B платформ, и самая известная из них ― Alibaba.com, хотя помимо нее существуеют также Makepolo.com, DhGate.com, Made-in-China.com или более надежная ― GlobalSources.com. Все они базируются на одном и том же принципе: продавец создает карточку своей компании, размещает информацию о своих продуктах и ждет покупателей. Онлайн-платформы могут также предлагать дополнительные сервисы, например, сервис сообщений или сервисы для проверки надежности поставщика.

2. Какие компании представлены на китайских
B2B платформах?
Прежде всего, следует отметить, что многие из этих компаний – компании-посредники (торговые компании), а не производители. Они закупают товар на фабрике, продают его зарубежным покупателям и, естественно, делают наценку, поэтому товары могут быть немного дороже. Если у вас небольшой заказ или вы хотите приобрести разные товары у одного поставщика, весьма разумно воспользоваться услугами как раз продавца.

Во-вторых, многие компании выдают себя за другие, реально существующие компании: скопировать изображения продукции и опубликовать их на своей странице ведь не сложно (и поэтому нужно проверять, есть ли на фотографии полупрозрачная надпись, защищающая их от копирования). Как только такой компании переводят авансовый платеж, она исчезает. Мы уже описывали некоторые виды мошенничества в статье Руководство для импортеров из Китая, советуем при необходимости перечитать ее снова.

3. Что такое «золотой поставщик»? Значит ли это, что такой компании можно безоговорочно доверять?

«Золотой поставщик» - это платное премиум-членство для поставщиков на платформе Alibaba. Аналогичный статус существует также на других B2B платформах, например, Makepolo («Бриллиантовый участник»). Суть здесь в том, что поставщик в этом случае оплачивает огромный членский взнос, и, как мы уже отмечали выше, это один из путей монетизации для B2B платформы. Таким образом, статус «Золотого поставщика» предусматривает наличие дополнительных функций в аккаунте компании, продукты такого поставщика отображаются в числе первых в поисковой системе B2B портала, но это не гарантирует надежность поставщика. «Золотой поставщик» означает только одно – что компания смогла позволить себе оплатить премиум-членство (стоимость которого на Alibaba составляет 3000 долл. в год).

4. Сколько компаний представлено на
B2B платформах? Смогу ли я найти подходящего партнера?
Alibaba гордится тем, что обслуживает «миллионы поставщиков и закупщиков», а на площадке Makepolo 1200 активных пользователей. Но даже при этом нужно понимать, что для многих китайских компаний интернет не является основным инструментом работы с клиентами: традиционно бизнес в Китае ведется через личные контакты и по телефону. Часто сайты китайских компаний не обновляются, выглядят довольно неудобны и несовременны с технической точки зрения. Более того, мошенники могут воспользоваться этим и подготовить прекрасный сайт, чтобы «заманить» зарубежных клиентов.

С другой стороны, непредставленность или ограниченное присутствие китайской компании в интернете является своего рода предупреждением. Компания, у которой нет страницы в интернете, может работать только на внутреннем китайском рынке (в отсутствие лицензии на экспортные операции).

Нужно иметь в виду, что лучшие сделки заключаются «в оффлайне» – на базе личных контактов с китайскими партнерами.

5. Если у меня возникнут проблемы, как я смогу их решить?
Alibaba предлагает сервис под названием «Центр урегулирования споров» ("Dispute Centre"), через который можно подать жалобу на поставщика. Но если мы столкнемся с мошенником, шансы отследить его очень малы, не говоря уже о том, чтобы вернуть деньги. Можно, конечно, подать в суд на эту китайскую компанию, но если объем заказа был невелик, скорее всего, много денег придется потратить на юридические услуги, и в целом окажется, что «игра не стоит свеч». Поэтому единственный способ избежать проблем ― проверить надежность китайского партнера заранее.

6. Осознавая существующие риски, стоит ли мне все равно использовать
B2B порталы?
В интернете полно историй начинающих бизнесменов, которые разместили заказы в Китае и стали жертвой обмана мошенников. Возникает закономерный вопрос: стоит ли все-таки использовать B2B порталы? Стоит, но с осторожностью. И разумнее всего использовать их для того, чтобы получить общее представление о требуемом товаре, а размещать заказ и заключать сделку стоит отдельно, с помощью специалистов. Еще один важный момент: не поддавайтесь соблазну купить брендовые товары на B2B платформах. Оригинальное, высокотехнологичное электронное оборудование в Китае не может стоить дешевле, чем в других странах, поэтому если вы видите дешевые продукты брендов "Samsung" или "Apple", в 99% случаев это – подделка, и вы просто потеряете деньги.

7. Что еще мне нужно учитывать при размещении заказа на
B2B платформах?
Помимо тех моментов, которые мы отметили выше, всегда следует помнить, что чем технологически сложнее продукт, тем выше риски. Контроль качества ― не опция, а необходимость, пробного заказа недостаточно: если вы, например, заказываете аккумуляторы для телефона емкостью 2300мА/ч, велика вероятность того, что в качестве пробного образца вам предоставят образец, полностью соответствующий требованиям, а в реальной партии будут аккумуляторы емкостью 1000м/Ач…


Резюмировать все вышесказанное можно так: если вы хотите заключить удачную сделку и приобрести большое количество товара, обязательно тщательно проверьте своего поставщика. Попытка сэкономить на проверке благонадежности партнера или на посещении предприятия повлечет множество практически неразрешимых проблем.


Поделиться этой статьей: